1.9.2011
Компания KEF представила то, над чем ее инженеры упорно работали последние два года, – долгожданную акустику серий Q и T
Компания KEF представила то, над чем ее инженеры упорно работали последние два года, – долгожданную акустику серий Q и T
На конференцию, проведенную российским дистрибьютором «Сатурн Хай-Тек», приехаьи Роберт Хагеман, директор компании KEF по продажам в Европе, и Свен Шлихер, продакт-менеджер по акустике KEF. Оба они работают в немецком офисе фирмы близ города Дортмунд. А на первом же слайде презентации было написано «GP», отчего Роберт сразу пошутил: «Вы можете спросить, как же так: KEF – английский бренд, а про него в Москве рассказывают два немца, и говорят о китайской компании GP?» Компания GP (Gold Peack) известна всем нам по самому ходовому товару – батарейкам и аккумуляторам. Однако в этот огромный (более 50 тыс. работников) холдинг входят также подразделения автомобильного аудио, домашних систем (KEF), инсталяционного оборудования (Celestion), профессионального аудио, динамиков, кабелей и даже LЕD-освещения и больших светодиодных экранов. Нашим читателям, думаем, будет интересно узнать, что на заводах GP по ОЕМ-заказам делают динамики и корпуса для гитарных комбоусилителей Marshall, а также различные электронные компоненты для Onkyo, Pioneer, Bose, Arcam, NAD и др. Штаб-квартира GP расположена в Гонконге, а заводы неподалеку, в Южном Китае. Но, как отмечает Хагеман, это современные производства, построенные в соответствии со всеми стандартами. Хорошая зарплата, социальное обеспечение и ряд других моментов делают работу на них престижной, поэтому руководство может очень тщательно подходить к подбору персонала. Кстати, Тагаюки Кабаяси, управляющий директор завода, где производится акустика КEF, – японец. Он был нанят еще во время постройки фабрики, специально чтобы организовать стабильный и качественный производственный процесс. Также стоит учитывать, что отдел разработки KEF по-прежнему находится в Англии, там трудятся более полутора десятков инженеров. И там же сейчас изготавливают акустические системы топовой линейки КEF Reference. В Германии, откуда приехали Хагеман и Шлихер, вблизи Дортмунда расположен офис по продажам в регионе ЕМЕА, куда входит и Россия. Собственно, в нашу страну акустика попадает с немецкого склада. ТЕХНОЛОГИИ KEF Самая знаменитая разработка фирмы – драйвер Uni-Q. В нем твитер находится в центре среднечастотного динамика. Подобная структура часто используется в автомобильных системах, и ее называют коаксиальной. Однако в KEF считают, что называть Uni-Q просто коаксиальным драйвером не совсем верно, поскольку твитер расположен прямо в акустическом центре СЧ-мембраны, а не крепится на внешнюю корзину. Смысл такой конструкции в том, чтобы получить так называемый точечный источник звука, когда и высокие и средние частоты излучаются из одной точки, а следовательно, нет фазового рассогласования. Во-вторых, драйвер Uni-Q обеспечивает широкую диаграмму направленности, то есть звучание практически не меняется, даже если слушатель расположен под углом к колонке. В-третьих, в силу того, что два динамика занимают одно место, корпус можно сделать меньше. Свен Шлихер привез с собой специальный демообразец – маленькую АС, в которой установлены сразу и динамик Uni-Q, и обычный твитер. Сзади нее есть переключатель, для того чтобы в реальном времени быстро менять положение твитера. Мы убедились, что разница вполне заметна, и она в пользу Uni-Q. У этого драйвера звучание собранное и чистое. Q Диффузор нового динамика Uni-Q сделан из алюминия. Правда, цвет у него титановый – за счет специального напыления. Высокочастотник (тоже с алюминиевой мембраной) оснащен волноводом Tangerine нового типа. В прошлой версии то была «розочка» в виде плоских, перпендикулярных мембране лепестков, а здесь лепесткам придана форма капли. Сам твитер теперь имеет диаметр от 25 мм (в младших моделях) до 38 (!) мм в напольных Q900. Интересно, что мембрана твитера двухслойная. Эта технология была разработана для топовых колонок Muon, затем применялась в Reference и Blade, а сейчас доступна даже в средней линейке Q. Смысл ее в том, что нижний слой купола представляет собой ровную сферу, а верхний – эллипс, со сгибом на катушку. Свен Шлихер объяснил, что такая конструкция позволяет увеличить жесткость и улучшить дисперсию. Сзади мембраны расположена труба для вывода давления. В итоге при минимальных искажениях и широком диапазоне частот твитер создает высокое звуковое давление. Разработчики постарались решить и проблему вывода звуковой волны с высокочастотника, который находится внутри движущейся мембраны СЧ-драйвера. В новых Uni-Q вокруг твитера расположен жесткий конус в виде рупора, на него и крепится волновод Tangerine. Таким образом, СЧ-динамик как бы полностью отделен от твитера, не заслоняет его. Кстати, подвес СЧ-драйвера имеет ребристую форму, и это неспроста. Дело в том, что у алюминия, как и у любого материала, есть свои недостатки – обычно говорят о металлическом призвуке (резонансе на высокой частоте). Инженеры KEF сконструировали резиновый подвес (ему даже дали собственное название – Z-Flex), который обеспечивает практически идеальный поршневой эффект движения мембраны и заглушает резонансы СЧ-динамика, в том числе и благодаря своей форме. Кроме того, плоская поверхность Z-Flex подвеса практически не влияет на излучение ВЧ-динамика, так свойственное подвесам полукруглой формы. Покрытие диффузора низкочастотных динамиков опять же алюминиевое, правда, сделано оно исключительно в эстетических целях – сама мембрана бумажная. Стоит отметить, что хотя внешне все выглядит так, будто басовых излучателей в напольных колонках три, на самом деле активный только один из них, два других – пассивные (раздельно для Uni-Q и НЧ-динамика). Пассивные радиаторы, как известно, дают лучшую скорость и не прибавляют шумов, как у фазоинверторных систем. Корпуса отныне имеют прямоугольную форму. Казалось бы, возврат к классике. Шлихер объяснил, что инженеры сделали так не только вследствие моды на прямые формы (кстати, в Европе это и правда новейший мебельный тренд), но и потому, что у прямоугольного корпуса, как ни крути, объем больше, нежели у корпуса полукруглой формы. Разъемы для подключения, первоначально бивайринговые, отныне оснащены специальными регулировочными шайбами (закручивающимися) вместо обычных перемычек. Это устройство вызвало много вопросов у присутствующих – зачем было так усложнять конструкцию? На что Шлихер ответил, что шайба соединяет две широкие полоски, и площадь соприкосновения контактов получается большой, что должно позитивно сказаться на качестве звука и на удобстве и простоте подключения акустических проводов. Стоит отметить, что к новым моделям дизайнеры подошли с особым старанием. Прямо под динамиком Uni-Q расположена алюминиевая плашка с логотипом – смотрится и правда красиво. Шлихер даже подчеркнул, что эмблема компании выгравирована по специальной технологии – она блестит, подобно бриллианту. На гриль нанесена такая же полоска, чтобы не нарушить внешний вид колонки, когда ее закроют. В линейке представлены три напольные модели (Q500, Q700 и Q900), две полочные (Q100 и Q300), два центральных спикера (Q200c и Q600c), дипольная колонка Q800ds и сабвуфер Q400b. Напольники, полочники и центральные АС отличаются друг от друга только диаметром драйверов и, соответственно, размерами и входной мощностью. T Толщина колонок серии Т – 35 мм! А толщина динамиков внутри этого корпуса и того меньше – 27 мм. Причем это полноценные динамики, никаких панелей NXT или других ухищрений. Разработчики КEF нашли несколько интересных решений, как уменьшить толщину драйвера. Так, диафрагма состоит из двух частей: наружная – плоская, но за ней расположен круг с ребрами жесткости. Хотя драйвер длинноходный, а в корпусе довольно тесно, он не деформируется при обратном движении – как раз за счет этих ребер. Кроме того, используется звуковая катушка с большим диаметром, а магнитная система, в целях большей эффективности, неодимовая. Однодюймовый твитер аналогичен тому, что установлен в акустике серии Q, то есть с волноводом Tangerine. Здесь его использовали для того, чтобы улучшить дисперсию излучения в высоком спектре. Помимо этого, как упомянул Свен Шлихер, Tangerine – это хороший способ защитить твитер, чтобы его мембрана не помялась, если кто-то захочет ткнуть в нее пальцем. Все колонки серии Т поставляются с базовыми полочными и опциональными напольными подставками, и, что интересно, если поставить АС на такую опциональную стойку, то включится другой кроссовер (расположенный в самой стойке). Сделано это для того, чтобы компенсировать изменение АЧХ при настенном подвесе и расположении колонки в свободном пространстве. В линейку Т входят малые сателлиты Т101 и колонка центрального канала Т101с, большие сателлиты Т301 и центральный спикер Т301с (в них по два басовых драйвера), а также сабвуфер Т-2. Последний спроектирован специально для этой линейки и имеет возможность монтажа на стене. Он тоже довольно плоский (177 мм), и все порты для подключения находятся у него сбоку, чтобы можно было без проблем поставить аппарат вплотную к стене. Модуль оснащен 10-дюймовым динамиком и имеет конструкцию «закрытый корпус» в целях лучшего согласования с остальными колонками. Все АС собраны в три комплекта по типу «ДК в одной коробке» – Т305, Т205 и Т105, различающиеся набором больших и малых сателлитов. |