1.9.2011

Трехмерное противостояние

Трехмерное противостояние

 Помните, какой жаркой была битва Blu-ray и HD-DVD? Возможно, нам предстоит наблюдать еще одно сражение. Не менее захватывающее. Мы думали, что затворные очки станут стандартом для 3D-телевизоров. Мы ошибались...

Андрей Дементьев

СНЯТЬ ОЧКИ

Про телевизоры с безочковым 3D (практически на каждой выставке за последнюю пару лет я видел не меньше двух-трех прототипов от разных компаний) также говорили обе корейские компании, и их прогнозы утешительными не назовешь. Только лишь через 10 лет подобные дисплеи смогут занять существенную долю рынка. Технология чересчур дорогая в производстве. Это несколько напоминает ситуацию с ОLЕD-матрицами. На телефонах, плеерах и прочих устройствах с малой диагональю они уже есть, а в телевизорах – втридорога, да и то в моделях диагональю со средний ноутбук.
На сей раз противостояние началось между производителями 3D-телевизоров. На выставке CES-2011 компания LG представила стереоскопические ТВ, в которых используется не активная, а пассивная технология создания стереоскопического изображения. Антагонисты затворных очков ликуют, но, как это всегда и бывает, идеалов не существует. 

Об особенностях работы систем с активными очками, полагаю, большинство наших читателей в курсе, но напомню в общих чертах. На телевизор выводятся попеременно кадры для левого и правого глаза. В очках установлены ЖК-матрицы, которые с такой же частотой закрывают обзор то одному, то другому глазу. В итоге каждый из них видит свою картинку, – что и требуется для создания стереоскопического эффекта[1]

С пассивным 3D многие из нас познакомились, посетив 3D-кинотеатр IMAX или RealD. 3десь разделение изображений основано на принципе поляризации света, когда поперечной волне задается вектор ее колебания. Особенность в том, что две волны, поляризованные в разных направлениях или перпендикулярно, никак не влияют друг на друга (не интерферируют). Различают два вида поляризации – линейную и круговую. Первый вид применяется в кинотеатрах IMAX. Фактически один глаз видит световой поток с горизонтальным вектором, а второй – с вертикальным. У линейной поляризации есть существенный минус – если чуть наклонить голову вбок, тут же пропадет стереоэффект. В кинотеатрах RealD применяется круговая поляризация, когда световая волна «закручена» в разных направлениях. Это избавляет от проблемы «наклона головы». 

Еще в начале 2000-х годов была разработана технология, позволяющая перенести поляризационный принцип и на ЖК-дисплеи или плазмы. На матрицу крепится специальная пленка, которая каждому ряду пикселей задает свой вектор поляризации. Ее изготовление стоило немалых денег, а потому применение она нашла исключительно в профессиональных 3D-мониторах. Но в конце прошлого года компания LG разработала собственный процесс производства поляризующей пленки{mosinnernotes:Поляризационную пленку назвали FPR (Film Pattern Retarder – пленка с пассивной фазовой схемой). Теперь среди описаний 3D-технологий может встретиться и термин PR (например, «структура РR-панели»), и это будет не набивший оскомину «пиар», а Pattern Retarder (фазовая схема или просто «пассивная технология»)}, достаточно дешевый, чтобы выйти на массовый рынок. На выставке в Лас-Вегасе CES-2011 были представлены первые модели, причем уже не прототипы[3], а будущие коммерческие изделия. И тут начинается все самое интересное. 

LG анонсировала новые телевизоры Cinema 3D, сообщив, что они показывают 3D-картинку с полным Full НD-разрешением, сославшись на отчет сертификационной компанией Intertek. Однако в самом документе нет прямых указаний на то, что телевизоры действительно передают 3D с прогрессивной разверткой 1080р, и вообще он написан настолько «политкорректно», что его суть не ясна[4]. LG понять можно – не так просто сказать покупателю (привыкшему к тому, что любой современный ТВ непременно должен показывать с разрешением Full HD), что компания собирается продавать телевизоры, в которых 3D-картинка будет с уменьшенным количеством строк. Причем в два раза{mosinnernotes:По горизонтали длина, естественно, не изменилась, это по-прежнему 1920 пикселей. Плоское (2D) изображение выводится в полном формате 1080р}. 

Вернемся к описанию пассивного формата. Пленка FPR разделяет поляризацию пикселей построчно, то есть 1-я строка 3-я, 5-я и так далее имеют одно направление вектора, а 2-я, 4-я, 6-я... – другое[6]. Несложный математический подсчет показывает – у картинки разрешение 540 строк, что близко к телевизионному стандарту PAL. «Возврат к прошлому», – вынесли приговор некоторые журналисты и даже обвинили LG в подтасовке фактов. Но тут выступил Джордж Мид, менеджер по продукции LG в Великобритании, и прояснил ситуацию: «Все правильно, Cinema 3D показывает полноценное Full HD 3D-видео. Но не каждому глазу в отдельности. Да, в нашем случае 540 строк приходится на левый, и 540 – на правый глаз. Но в итоге, согласитесь, человек обоими глазами видит картинку с разрешением Full HD! Мы думаем, что внимание общественности на эту особенность технологии Cinema 3D акцентировали наши конкуренты, тогда как потребителям важны не спецификации, а результат, который они получат от просмотра 3D-видео»[7]
Конкуренты, и правда, оживились. В марте компания Samsung в Нью-Йорке устроила пресс-конференцию, где провела прямое сравнение LG Cinema 3D со своей моделью UN55D8000. Причиной этого мероприятия стала вышедшая в Корее реклама, в ней девушка лежит на диване в 3D-очках и смотрит телевизор. То есть смотрит телевизор с наклоном головы 90°. Пришедшим журналистам показали оба дисплея сначала в обычном виде, а потом поставили на бок, под 90°. Лично мне на этом мероприятии побывать не удалось, поэтому дальше придется довериться мнениям очевидцев. Они, как ни странно, рознятся. Кто-то написал, что на телевизоре LG 3D-эффект пропал полностью, возникло сильное напряжение глаз, очки пришлось снять буквально через несколько секунд, чтобы прийти в себя. Другие чувствовали себя комфортно и видели плоское изображение. Третьи заметили, что 3D-эффект остался, но не такой явный, и у них закружилась голова. Единодушие было только в одном – на телевизоре Samsung картинка полностью потемнела, тогда как LG яркость сохранил[8]
«3D не работает, когда вы лежите на боку, вы лишь почувствуете головокружение, – сказал Ким Хен-сак, вице-президент подразделения средств отображения Samsung Electronics. – Даже известная организация по стандартизации ISO советует зрителям смотреть 3D в горизонтальном положении». Он добавил, что все 3D снимается камерой в горизонтальном положении. Человеческий мозг просто не в состоянии разобраться с изменениями параллакса, если зритель вдруг посмотрит на изображение под другим углом. В LG не оставили эту пощечину без ответа: «Голову необходимо держать прямо, чтобы увидеть 3D через затворные очки. Но технология развивается. Возьмите FРR-телевизор с пассивными очками и наслаждайтесь объемным видео под любым углом обзора. Вы увидите изображение, хоть и с ослабленным трехмерным эффектом, а на телевизоре с затворными очками – нет»{mosinnernotes:Цитата взята из материала «Samsung, LG Won't Lie Down Over 3-D», опубликованного в KoreaRealTime (Wall Street Journal)}. 

Представители LG говорили еще о нескольких преимуществах пассивной технологии. Заявление первое – полностью отсутствует мерцание. В затворных очках невозможно смотреть 3D-видео, если в комнате светят флуоресцентные лампы, да и при обычном освещении мерцание заметно. Утверждение верное, но стоит иметь в виду, что производители телевизоров активного формата не дремлют, а борются с этой проблемой. Второй пункт – активные очки могут быть опасными для здоровья, потому что батарея расположена рядом с вашим мозгом. Теория, конечно, очень спорная; как известно, вред от мобильных телефонов до сих пор не доказан, а их излучение на порядок сильнее. Третье утверждение – у пассивных очков нет кросс-толка (перекрестных помех). Из опыта тестирования других 3D-экранов пассивного формата сужу, что кросс-толк есть, но не такой сильный[10]. Опять же, телевизоров LG FPR в России пока нет, сложно сказать, насколько хорошо они реализовали эту технологию. Четвертый пункт – высокая яркость. Пассивные очки теряют около половины светового потока, что меньше в сравнении с затворными. Но ведь на матрице закреплена FPR-пленка, которая явно забирает какую-то часть света. По-настоящему, не вызывает сомнения лишь одно преимущество пассивной технологии – дешевые легкие очки без батареек. 

ЕДИНЫЙ СТАНДАРТ

Покупатели панелей с активной технологией недовольны тем, что 3D-очки одного производителя не подходят к телевизору другого. Более того, Sаmsuпg в этом году сменила даже передатчик синхронного сигнала с инфракрасного на Bluetooth, а это значит, что очки от прошлогоднего модельного ряда нельзя использовать с телевизорами года нынешнего. Устранить разброд и шатание среди производителей взялась Ассоциация потребительской электроники (CES). Она заявила, что в ближайшее время специальная группа отберет наиболее удачные технологии для разработки единого стандарта.
По большому счету LG Electronics сделала довольно серьезную заявку. Многие покупатели привыкли, что компания идет во втором эшелоне и в большинстве случаев предлагает недорогие модели с технологиями, уже обкатанными лидерами. Это мнение производитель, видимо, решил кардинально изменить еще в прошлом году, когда у них появился целый ряд оригинальных разработок. А теперь компания выходит в авангард, гордо неся знамя первооткрывателя новой (по крайней мере для массового потребителя) 3D-технологии. 

Итак, в альянс сторонников активного 3D-формата входят Samsung, Sony, Panasonic, Sharp, Haier и Changhong, о чем эти компании подписали соглашение. Пассивным 3D займутся LG, Philips, Toshiba и Visio. Сегодня только LG пообещала полностью прекратить производство 3D-телевизоров активного формата, это произойдет в следующем году, остальные компании будут продавать модели двух типов. Кстати, Philips новинки с пассивными очками назвал Easy 3D, а с активными – 3D Мах. Может в этом содержится намек, что затворные очки дают большее разрешение, а пассивные – лучший комфорт? 

Да уж, в последние годы стало сложно поспевать за прогрессом. Купил телевизор с HDMI 1.3, а завтра на прилавках новый стандарт – HDMI 1.4. Купил телевизор с цифровым тюнером DVB-T, а завтра выпускают DVB-T с поддержкой кодека MPEG-4, в котором, как оказалось, и будет осуществляться вещание на территории России. Купил сегодня 3D-телевизор, а завтра к нему уже не купишь очков. Аналитики утверждают: цикл обновления высокотехнологичной аппаратуры стал двухлетним. Через два года устройство перестает быть полностью совместимым с новыми разработками. Другими словами, какой бы вы сейчас телевизор ни купили, через два года он устареет. Но об этом мы поговорим в другом материале.

 

Примечания

[1] Помимо создания объемного изображения технологию можно применить и для того. чтобы двум зрителям в 3D-очках показать абсолютно разные картинки. Согласитесь, это удобно для парных игр. Функция уже реализована в игровой приставке РlауStation 3 и дисплеях Sony, а с этого года и некоторые модели телевизоров Philips будут ее поддерживать.

[2] Поляризационную пленку назвали FPR (Film Pattern Retarder – пленка с пассивной фазовой схемой). Теперь среди описаний 3D-технологий может встретиться и термин PR (например, «структура РR-панели»), и это будет не набивший оскомину «пиар», а Pattern Retarder (фазовая схема или просто «пассивная технология»)

[3] Отметим, что прототипы телевизоров с пассивным 3D показали практически все крупные производители на прошлогодней берлинской выставке IFA. Правда, они стояли скромно, чуть ли не на задворках стендов. Компании почему-то решили не заострять на них внимание. Это обстоятельство наводит на мысль, что технология уже была готова к коммерческому применению, видимо, инженеры и маркетологи размышляли, стоит ее продвигать или нет

[4] Выдержки из документа опубликовал интернет -ресурс HDGuru.com, и они прямо написали: «Мы считаем, что вывод, сформулированный таким образом, понять невозможно». Журналисты издания запросили пояснений у Intertek, но компания так и не вышла на связь. Более того, в пресс-релизе, распространенном на выставке CES, было указано, что тест проводило английское подразделение Intertek, а в самом отчете четко написано Intertek Korea

[5] По горизонтали длина, естественно, не изменилась, это по-прежнему 1920 пикселей. Плоское (2D) изображение выводится в полном формате 1080р

[6] В FPR применяется круговая поляризация

[7] Из интервью «LG: Passive 3D better for consumers» в издании Pocket-lint.com от 9.03.2011

[8] Изображение при повороте активных очков темнеет только у ЖК-телевизорсв, ведь жидкие кристаллы также поляризуют световой поток. У плазмы этой проблемы нет. Мы обязательно изучим этот вопрос в будущих тестах 3D-телевизоров

[9] Цитата взята из материала «Samsung, LG Won't Lie Down Over 3-D», опубликованного в KoreaRealTime (Wall Street Journal)

[10] Перекрестные помехи вы могли видеть и в 3D-кинотеатрах. Например, когда изображение неожиданно двоилось или объекты, выдвигающиеся вперед экрана, начинали дрожать

 

Wharfedale Diamond 121 - Ваш первый шаг к идеальному HI-FI Обзор Pioneer SC-LX86 Обзор Yamaha RX-A3020 Обзор акустических систем KEF X300A Что можно и чего нельзя делать при выборе компонентов Модернизация отдельных компонентов Как выбрать систему, которая будет наилучшим образом соответствовать вашим потребностям Что лучше: купить всю систему целиком или по частям HIGH END ИЗ НОУТБУКА ПОТОМУ И НЕ ИГРАЕТ… Тест стереосистемы Progressive Audio CD1/A1 HECO Celan GT902 обзор в журнале AudioVideo салон KEF C3 тест в журнале AudioVideo салон JBL Studio 130 тест в журнале AudioVideo салон Harman/Kardon AVR265 тест в журнале AudioVideo салон Denon AVR-1912 тест в журнале AudioVideo салон Компоненты Progressive Audio и акустика KEF Blade в журнале AudioVideo салон Все что нужно знать о видео кодеках и контейнерах Беспроводные решения Canton your_Word Сделано для iPad/iPhone/iPod: JBL On Beat Dune HD Max — тестирование нового сетевого гибридного HD-медиацентра Dune HD Lite 53D – доступный универсал Что реально звучит в домашнем театре Как выбрать Hi-Fi акустику и AV-ресивер. Установка домашнего кинотеатра. Би-амплинг или би-варинг? Harman/Kardon BD-S800. Победитель тестов. Популярные цифровые аудио и видео форматы AV-Ресиверы. Многоканальный звук дома. Интерфейс HDMI 1.4. 3D и другие преимущества. Различные типы HDMI кабелей Громкоговорители .На что обращать внимание при прослушивании Сабвуферы Домашний кинотеатр на практике. Часть 3. Домашний кинотеатр на практике. Часть 2. Домашний кинотеатр на практике. Часть 1. Всё о сабвуферах. Рекомендации начинающим. Как улучшить качество звучания домашней аудиосистемы... C малыми денежными затратами! KEF - 50 лет идеального звука! Бескомпромиссный кинозвук весомой системы – сентябрьский номер What Hi-Fi? Построение домашней медиасети Трехмерное противостояние Сравнительный тест AV-ресиверов за 14-16 тысяч рублей AV-ресивер YAMAHA RX-V1067 Компания KEF представила то, над чем ее инженеры упорно работали последние два года, – долгожданную акустику серий Q и T JBL LS. Профессиональные решения в домашней аудиосистеме Harman/Kardon Go+Play Micro – удачная покупка! HECO Victa II – эволюция знаменитой серии уже в продаже! Harman/Kardon BDS-800 Комплект домашнего кинотеатра Harman Kardon HKTS9 Комплекты домашнего кинотеатра Harman/Kardon BDS-600 и BDS-700 Невидимый труженик акустического фронта – Harman/Kardon HKTS 60 ! Тяжелая атлетика – интегральный усилитель Harman/Kardon HK 990. Harman/Kardon BDS-300 и BDS-400 – ваш домашний кинотеатр Реалистичная иллюзия - система простраственного звучания HARMAN/KARDON SB-15 Обзорный тест Blu-Ray проигрывателей - Harman/Kardon BDP-10 Гламурный звук – JBL Reference 430 Журнал Hi-Fi.ru протестировал акустику HECO the Statement Harman/Kardon HK 990 - усилитель, который демонстрирует ближайшее будущее аппаратуры этого класса AKG K 370, Журнал What Hi-Fi? Август 2010 Тестирование колонок Harman/Kardon GLA-55 в летнем номере журнала "Потребитель. Video&Audio" HECO Celan XT501 - принц пунктуальности Оркестр лунного света - Harman/Kardon MAS 100, журнал What Hi-Fi? июнь 2010